МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа" п.г.т. Смирных

Категории раздела

Мои статьи [2]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Аспекты культуры здорового образа жизни
Введение. Теория и методология здоровья и формирования культуры здорового образа жизни личности сегодня определяются насущной потребностью общества и образования, в рамках которого объединяется теоретическо-методологический и практический поиск в данной области. Проявляется философское понимание закономерностей единства теории и практики, антропологии человека и его воспитания, духовного, психического и телесного в структуре человека, природы гуманистических ценностей в образовании и взаимосвязи социального и биологического, деятельности и социально-культурных условий в формировании и развитии личности.
Существо нашего поиска сводилось к моделированию структурно-содержательной системы культуры здорового образа жизни личности на основе изучения и структурирования образующих ее элементов. При этом учитывалось, что множество элементов системы находится в соотношении и связях друг с другом и образует определенную целостность, единство.
В педагогической науке под системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. В соответствии с ценностными ориентациями общества задаются цели формирования личности, а значит, та или иная педагогическая система: меняются цели — должны меняться и система [3, 4, 13], а следовательно, и содержание деятельности.
С. Л. Рубинштейн отмечал, что развитие личности происходит в деятельности и во взаимосвязи с деятельностью. В связи с этим основанием образования, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни личности, предстает процесс обучения деятельности. Именно она становится ведущим механизмов, регулирующим осознанное развитие отношений природного и социокультурного в человеке, опосредует и формирует его личность [ 10].
Несмотря на то что на сегодняшний день имеется множество научных публикаций и диссертационных исследований, посвященных проблемам здоровья и здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, они по прежнему относятся к числу недостаточно разработанных в современной науке по причине того, что носят междисциплинарный научный характер и их изучение — компетенция различных естественнонаучных дисциплин (медицины, биологии, антропологии, физиологии и др.), общественных и гуманитарных (философии, социологии, экономики, психологии, педагогики и др.). И решение данных проблем не представляется возможным вне рассмотрения сущностных характеристик содержания ее ведущих понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни личности».
Методами исследования выступали теоретический анализ, синтез, обобщение, моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение. Представление о «здоровье» с древних времен до настоящего времени постоянно уточняется, конкретизируется и до сегодняшнего дня не имеет единого научного определения. И. П. Павлов в апреле 1903 г., на Международном медицинском конгрессе в Мадриде, говорил по этому поводу, что, к сожалению, мы не имеем до сих пор чисто научного термина для обозначения этого основного принципа организма — внутренней и внешней его уравновешенности. Подобная ситуация просматривается и в настоящее время. Но это говорит не о бессилии науки, а о том, что она постоянно развивается: уточняются содержание, определения, понятия «здоровье», его основных составляющих и их критериальных характеристик.
Согласно Н. М. Амосову здоровье — это сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма человека. Отсюда чем выше резервные мощности, тем крепче здоровье [1]. И. И. Брехман отмечает, что «здоровье— это способ сохранять устойчивость в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [6]. В этом контексте В. А. Чуланов и В.С.Попов акцентируют внимание на том, что здоровье человека одновременно является как целостным многомерным динамическим состоянием человека, д-ак и процессом, который характеризуется позитивными и негативными показателями. Здоровье человека имеет многоуровневую структуру. Его фундамент — биологические и генетические предпосылки, среднюю часть составляют психическое и соматическое развитие, а высший уровень наполняет отношение индивида к жизни. Это экзистенциональный уровень — стержень самочувствия человека, его способность к адаптивности [12]. По мнению Ю.П. Лисицина, «здоровье — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями» [8]. В целом же существует достаточно большое количество дефиниций здоровья: например, в медицине здоровье человека рассматривается как отсутствие болезней; в гигиене — как отсутствие факторов риска заболеваний или устойчивости к ним организма и ликвидации возможных угроз; в биологии взгляд на здоровье показывает необходимость взаимодействия организма со средой и его адаптации к ней в процессе онтогенеза. Психологическая формулировка здоровья сводится к преодолению и отрицанию болезни как стратегии жизни человека. Информационный подход понимает здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
Различают здоровье индивидуальное и населения как статистическое понятие; индивидуальное и общественное здоровье в качестве объекта самостоятельной социологической теории (социологии здоровья). Ее задачей является изучение «механизмов социальной обусловленности общественного здоровья, анализ «его места в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к здоровью», исследование условий и факторов, влияющих на здоровье различных социально-демографических и профессиональных групп населения.
Широкое признание получило и общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Согласно этому определению здоровье человека характеризуется не только отсутствием болезни или дефекта, но и состоянием полного комфорта — физического, психического и социального, а также уместно добавить — и духовного. Ибо духовность рассматривается как понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека. Духовность противостоит социальности в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, неадаптивна, бездуховна.
Социально-духовные ценности в структуре личности представляются нами как разнообразная и многогранная система общественных и индивидуальных образований, в которых отображаются актуальные духовные потребности, вкусы, культура поведения, общения, коммуникации и деятельности, ее творческая направленность и духовные способности, которые представляются как социально, так и личностно выработанная: совокупность свойств и качеств человека воспринимать, чувствовать, осознавать духовно-культурные, нравственные ценности общества, а также воспроизводить и творить их, воплощать в жизнь и жить ими. Исходя из вышеизложенного можно определить, что духовное здоровье — это потребностное и деятельностное качество человека, определяющееся культурными и морально-нравственными ценностями: уважением к человеку, его достоинству и уникальности; проявляющееся в поведении, общении и коммуникации; находящееся в тесной взаимосвязи с физическим, психическим и социальным здоровьем. Его отсутствие вызывает внутренний и внешний (социальный) дискомфорт.
В медицине разработано представление о здоровье как о континууме состояний, согласно которому существует много градаций и стадий перехода от нормального состояния здоровья к патологическому. Данные стадии здоровья рассматриваются как адаптационно-приспособительная деятельность организма, которая определяется рядом факторов, среди которых важную роль играет возраст. При этом состояние организма в возрасте 21 — 23 лет характеризуется наилучшим адаптационно-приспособительным показателем, т.е. наилучшим физическим здоровьем [2]. Медики считают, что все градации состояния здоровья можно разделить на три категории: «норма», «болезнь» и «третье состояние», которое можно обозначить как «предболезнь» или «практическое здоровье», отягощенное различными хроническими недомоганиями. В связи с этим норма рассматривается ими как относительное понятие, являющееся характерным показателем только для определенной группы людей, в определенный промежуток времени и в определенных условиях. В содержание понятия «норма» вкладываются единство, количество и качество физиологических характеристик. Это еще и состояние оптимального равновесия организма с окружающей средой.
В философской литературе понятие «здоровье» определяется как полнокровное существование человека, в результате которого его жизнь и деятельность воспринимаются как естественное саморазвитие присущих ему свойств и качеств. Концепция здоровья, опирающаяся на достижения естественных и общественных наук о человеке, предполагает разграничение представлений о двух видах здоровья (физическом и психическом) и о взаимосвязи этих видов.
В этом плане говорят о двух различных сторонах проблемы: о влиянии физического состояния на психическое тело и о влиянии психического состояния на физическое, соматическое [11]. Помимо указанных представлений о двух видах здоровья рассматривается и третий вид здоровья — социальное, которое определяется состоянием социальной среды, уровнем культуры, образования, нравственности, материально-экономическим и др. Взаимоотношения людей, культура общения, их социальный и материальный статус, экология и т.д. существенно определяют как физическое, так и психическое здоровье каждого члена общества.
В целом же в современной науке существует множество взглядов на предмет здоровья, а также на средства и методы его сбережения в контексте здорового образа жизни с позиции как частных, так и общих вопросов: валеологии, физической культуры, духовно-нравственных ценностей, философии и психологии, экологии среды и человека, организации здорового образа жизни и пр. Обобщая имеющееся знание и выделяя главное, можно сказать, что здоровье — это гармоничное состояние физического, психического, социального и духовного комфорта, обеспечивающее человеку высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптации к постоянно изменяющимся условиям природной и социальной среды.
Определяя сущность «здорового образа жизни» (ЗОЖ), необходимо также кратко рассмотреть имеющееся в научной литературе содержание данного явления.
Проблема ЗОЖ наиболее активно разрабатывается в начале 80-х гг., приводятся его формулировки, в основном представителями медицинской науки, через понятие «здоровье», а также через взаимосвязи и взаимовлияния образа жизни и здоровья населения.
В теоретическую разработку концепции ЗОЖ весомый вклад внес Ю.П. Лисицын. Он утверждает, что все имеющее отношение к сохранению и укреплению здоровья, все, что через деятельность по оздоровлению условий жизни: труда, отдыха, быта — способствует выполнению человеком его человеческих функций, его образу жизни и наиболее благоприятным для здоровья условиям, и есть ЗОЖ [8].
В своем понимании термина ЗОЖ О. А. Мильштейн и А. А. Алексеев считают необходимым различать ЗОЖ в узком смысле слова, только как социально-гигиеническое понятие и в широком — как социологическое понятие [9]. В международном терминологическом словаре, подготовленном институтами санитарного просвещения, дается следующее определение: «Здоровый образ жизни — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия».
Анализ теоретико-методологических исследований показывает, что категорию «здоровый образ жизни» нельзя рассматривать вне контекста такой базисной категории, как «образ жизни». Он заключает в себе как аксиологическое содержание, выступая в качестве идеала, модели, «образца» жизнедеятельности, так и определенное, объективно сложившееся «образование» в жизнедеятельности личности. Образ жизни предстает прежде всего как определенная структура форм жизнедеятельности индивида, в которой доминируют те или иные моменты его содержания. При этом способ жизнедеятельности является продуктом взаимоотношения личности и общества и структурой форм жизнедеятельности — его реальным проявлением [5].
Очевидно, что в образе жизни проявляются взаимосвязь и взаимодействие коллективного и индивидуального, общественного и личного, диалектического единства социально типичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении, складе мышления отдельного человека. Иначе, понятие «образа жизни» весьма многопланово, охватывает оно различные сферы жизнедеятельности людей и поэтому применяется во многих научных дисциплинах и исследованиях: в философии, политологии, культурологии, социологии, педагогике, психологии и других областях познания. Определяется ЗОЖ и «как социально-психологическое явление», и «как социально-философская категория», и «как основное социологическое понятие», и как «социально-экономическая категория» и т.д.
В последние годы в исследовании проблемы здорового образа жизни выделилось три основных направления: философско-социологическое, медико-биологическое, психолого-педагогическое. Все три направления исследования ЗОЖ характеризуются своими подходами и имеют свой понятийный аппарат. Необходимо отметить, что резкой грани между этими направлениями не существует.
М. М. Борисов подчеркивает, что сущность данного понятия заключается в том, что «здоровый образ жизни — это научно обоснованный, культурный, наиболее рациональный и оптимальный в конкретных условиях, осознанный личностью как жизненная необходимость образа жизни» [5].
Неоспоримо, что характерной чертой ЗОЖ является его неразрывная связь с общей культурой, которая становится критерием оценки способа ее бытия, уровня биологической жизнедеятельности и социальной практики. Являясь базовой ценностью человека, здоровый образ жизни обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки гармонического развития личности, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к профессиональной деятельности. Вообще сложность решения проблемы ЗОЖ, отмечает М.Я. Биленский, состоит в том, что он — производное многих составляющих в их диалектической взаимосвязи. Поэтому предупреждение и нейтрализация отрицательных факторов, деформирующих здоровье людей, предполагает интегративный комплекс мер социально-экономического, правового, экологического, образовательно-воспитательного, лечебно-профилактического, культурно-просветительного и организационного порядка. Другая сложность обусловлена отсутствием интегральной междисциплинарной концепции как конкретной научно-практической основы проектирования и формирования образа жизни, адекватного требованиям здоровья [7].
Таким образом, можно сказать, что ЗОЖ есть социально исторически определенное представление о здоровье, а также о средствах и методах его интеграции в практическую деятельность. В отношении же личности и ее культуры нами было введено понятие «культура здорового образа жизни личности» как социально определенная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, воплощенных через эмоционально-волевые проявления в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье. Исходя из данных определений, а также существующих в педагогике теорий о «Я-концепции» и значимости индивидуализации любой деятельности человека, можно сказать, что ЗОЖ и обеспечивающая его культура являют собой и модель, и индивидуальный стиль жизнедеятельности, характеризующиеся определенным уровнем их составляющих.
В данном содержании культуру здорового образа личности мы представляем довольно сложным структурно-системным образованием. Все ее составляющие имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, способность к созидательной деятельности, направленность ее оценок, ценностей и результатов деятельности. Основными показателями качественных характеристик знаний и интеллектуальных способностей в области культуры ЗОЖ выступают их объем, научность, осознанность и умения. Главными качественными признаками объема знаний являются эрудиция — широкая информированность в области содержания культуры ЗОЖ, знание основных структурных составляющих, обеспечивающих ее научно-теоретических и методических основ (философских, социологических, медицинских, психологических, биологических и педагогических), разнообразных и различных оздоровительных систем и т.д. Научность знаний определяется степенью их абстракции, обоснованностью, которая возрастает от простого описания или каталогизации фактов, процессов, явлений до изложения материала на междисциплинарном научном языке их рассмотрения. Иначе говоря, от феноменологической степени абстракции мышления до аксиоматической. Более конкретно все это можно представить следующим образом.
Ступень «А» (феноменологическая). На этой ступени демонстрируются общие представления о содержании здоровья, культуры ЗОЖ и обеспечивающих ее факторов: элементарно определяется социальная, личностная и профессиональная значимость культуры ЗОЖ; раскрывается суть основных понятий («здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни», «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая работоспособность», «общая работоспособность» и мн. др.); перечисляются основные средства, методы и оздоровительные системы (включая и методы самоконтроля), обеспечивающие высокий уровень духовного, психического, физического и социального здоровья человека.
Ступень «Б» (аналитико-синтетическая). На этой ступени содержание знаний предполагает объяснение причинно-следственных связей состояния здоровья и культуры ЗОЖ; сути психолого-педагогических и физиологических закономерностей обеспечения здоровья, физического совершенства, высокой степени работоспособности и долголетия. Демонстрируется высокая степень анализа, синтеза и критического мышления в отношении теоретических и методических основ культуры ЗОЖ. Информация передается на языке научных понятий, суждений, взаимосвязей, объяснения сущности процессов и явлений.
Ступень «В» (прогностическая). На этой ступени проявляется не только широта и глубина знаний, но и организационно-конструктивные способности учащихся в области ЗОЖ самостоятельного планирования и использования средств, методов и оздоровительных систем; строится научный прогноз результатов оздоровительной деятельности и темпов изменения собственного здоровья во времени.
Ступень «Г» (аксиоматическая). Содержание теоретических и методических знаний характеризуется высокой степенью понимания закономерностей здоровья и культуры ЗОЖ. Суждения опираются на междисциплинарные связи и междисциплинарный научный язык (философию, социологию, логику, медицину, психологию, педагогику, физиологию), используются данные научных исследований.
На ступенях «Б» и «В» знания о культуре ЗОЖ «приобретают свое лицо». На ступени «Г» обнаруживается предпосылка творческого использования ценностей данной культуры. В педагогической науке также известно, что обоснованность, второй критерий убедительности знания, проявляется в научной аргументации суждений и доказательств. Осознанность знаний (качество освоения) характеризуется тремя признаками: степенью осознанности, способностью к переносу и объяснению. При первой степени осознанности логика рассуждений, доказательств, форм аргументации строится на информации, относящейся только к одной научной дисциплине (или народным традициям укрепления здоровья, далеко не всегда научно подтвержденным); при второй используются аргументы двух или нескольких интегративных дисциплин; при третьей используются широкие междисциплинарные связи. Способность к переносу знаний определяется умением использовать полученную информацию для практической деятельности, создавать собственные теории, оздоровительные программы, интегрировать знания о культуре ЗОЖ в другие дисциплины. Способность к объяснению напрямую связана с интеллектуальными способностями и проявляется в умении логически мыслить, обобщать, отделять главное от второстепенного, делать заключения, аргументировать, алгоритмизировать последовательность излагаемого материала.
Приведенные критерии оценки изложения качества знания должны отражаться и в написании учебников, и в процессе преподавания физической культуры, валеологии и других дисциплин.
И, наконец, последний признак качества знания — умения.
1. Теоретический материал усвоен на ученическом уровне. Обнаруживается способность к объяснению полученной информации в обобщенном виде, т. е. субъект имеет о ней общее представление. 2. Теоретический материал усвоен на типовом уровне. Учащийся передает информацию по известному алгоритму, как это делает учитель, как это воспроизводится в учебной литературе. 3. Теоретический материал усвоен на эвристическом уровне. Полученная информация частично дополняется собственными субъективными умозаключениями и нетипичными примерами. 4. Теоретический материал усвоен на творческом уровне. Проявляется определенная независимость суждений, основанная на тщательном анализе материала, дополнительной информации, научной аргументации, логике, убедительности и неординарности примеров.
Ученический и типовой уровни умений объединяются в репродуктивный, а эвристический и творческий — в продуктивный.
Мотивы определяют направленность личности, характеризуют иерархию ее деятельности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере ЗОЖ; ценностные ориентации выражают аксиологию деятельности, совокупность отношений личности к сохранению и укреплению здоровья, пониманию ценности здоровья в ее развитии, становление личностно, профессионально и социально активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляющей, актуализирующей силой поведения личности в сфере ЗОЖ.
Физическая культура предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей жизнедеятельности.
Физическая культура личности, ее структура, основные качества и их признаки в целом такие же, как и у культуры ЗОЖ личности. Но это на первый взгляд. На самом же деле каждая из них специфична по своему содержанию, и в то же время эти культуры взаимопроникновенны, существенно дополняют и обусловливают друг друга.
Социально-духовные ценности определяют общекультурное развитие личности. Известно, что ценности — это духовные и материальные феномены, имеющие исторически обусловленный социальный смысл и являющиеся мотивами активной преобразующей деятельности. В настоящее время социально-духовные ценности складываются в основном стихийно под влиянием самых различных факторов и прежде всего жизненно насущных потребностей, содержание которых сегодня определяется «болезненной» реставрацией в России капиталистических отношений, далеко не всегда отвечающих духовности, человеческой морали, нравственности, справедливости, психическому и физическому здоровью общества и культуре народа в целом. Все это в значительной степени обусловливает социальную значимость формирования социально-духовного компонента культуры здорового образа жизни личности и в первую очередь в силу того, что духовная жизнь — важная сторона функционирования и развития общества, в ее содержании проявляется подлинно человеческая сущность. Духовное или духовность присуще только человеку, выделяет или возвышает его над остальным миром.
На основе анализа литературных источников, относящихся к философии, общей педагогике, психологии, социологии, культурологии, мы пришли к заключению, что социально-духовные ценности есть разнообразная, многогранная система образований в сознании общества и индивида, в которой отображаются актуальные потребности, интересы, вкусы, культура поведения, общения, коммуникации и деятельности (ее творческая направленность) и духовные способности. Под последними мы понимаем социально, а также личностно выработанную совокупность свойств и качеств человека воспринимать, чувствовать, осознавать и воспроизводить духовно-культурные ценности общества, творить и переносить их в повседневную здоровьеориентированную жизнедеятельность.
Деятельностный компонент и различные виды деятельности в области ЗОЖ предполагают отражения следующего содержания: ценности и потребности в их конкретных проявлениях (аксиологию); морфологию (состав, структуру, простоту или сложность);
праксиологию (развитие способов функционирования); антологию — способы существования (люди, объекты, среда), а также творческие способности. Программно-ориентировочный и содержательно-операциональный компоненты обеспечивают проектирование и конструирование плана жизнедеятельности личности в соответствии с ЗОЖ по целям, задачам, временному фактору, а в контексте технологии деятельности — совокупность действий, операции процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата.
Деятельность в сфере ЗОЖ представляется нами как динамическая, социальная и саморазвивающаяся система активных, упорядоченных и целенаправленных действий по освоению ценностей здоровья.
Эмоционально-волевой компонент культуры ЗОЖ личности определяет необходимость проявления волевых качеств при достижении поставленной цели и программы ЗОЖ, эмоциональной оценки достигнутого. Это стартовый механизм начала любой деятельности, ведущей к решению поставленной цели.
Выводы
Все составляющие культуры ЗОЖ, исходя из технологизации процесса ее формирования, определяются качественно-критериальными показателями точно так же, как и физическая культура личности.
В целом же изучение научного и практического опыта приводит к выводу о том, что ЗОЖ — проблема многофакторная, полиструктурная и междисциплинарная в учебно-воспитательном процессе. Программа здоровья общества должна не только включать ряд физкультурно-оздоровительных и профилактических медицинских мероприятий, но и быть прежде всего системой государственной политики, направленной на преобразование психофизического, духовного и социального здоровья общества и, конечно же, активно действующей системой социально-педагогических воздействий, формирующих сознание и культуру ЗОЖ, то есть: информативной системой сбора и обработки данных психофизического состояния различных возрастных групп населения; системой подготовки и переподготовки специалистов по физической культуре и валеологии; системой научно-методического, научного и пропагандистского обеспечения ЗОЖ общества; системой инновационных технологий реализации поставленной цели.
 
Литература
1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье/Н. М. Амосов. — М.: Мол. гвардия, 1979. - 192 с.
2. Баевский, P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии/Р. М. Баевский. — М., 1979. — 320 с.
3. Беспалько,В.П. Слагаемыепедагогическойтехнологии/В.П. Бес-палько. — М.: Педагогика. — 1988. — 160 с.
4. Боголюбов, В. И. Педагогическая технология: Эволюция понятия/В. И. Боголюбов//Сов. педагогика, 1991. — № 3. — С. 123-128.
5. Борисов, М. М. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания: автореф. дис.... канд. пед. наук/М.М. Борисов. — М., 1993. — 16 с.
6. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., перераб. и доп./И. И. Брехман — М.: Физкультура и спорт, 1990.- 208 с.
7. Виленский, М.Я. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе профессиональной подготовки у будущих учителей М.Я. Виленский, М. М. Борисов//Проблемы физического состояния и работоспособности детей и молодежи: Тез. докл. Всерос. науч.- практ. конфер. — М., 1994. — С. 22.
8. Лисицын, Ю. П. Теоретико-методологические проблемы концепции «общественного здоровья». Общественные науки и здравоохранение/Ю.П.Лисицын.— М.: Наука, 1987, С.48-61.
9. Мильштейн, О. А. Актуальные медико-социологические аспекты пропаганды ЗОЖ: Тез. докл. конф./О.А. Мильштейн, А. А. Алексеев — Иваново, 1986. — С. 46 — 48.
10.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.А.Рубинштейн. - М„ 1970. - 569 с.
11. Хомская, Е. Ф. Здоровье как проблема медицинской психологии/Е. Ф. Хомская//Физкультура и здоровье студентов. — М.: изд-во Моск. ун-та, 1988. — 208 с.
12. Чувалов, В. А. Физическая культура и спорт как факторы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: монография/В. А. Чувалов, В. С. Попов; под ред. Н.Л. Носкова, Шахтинский институт Юж.-Рос. гос. техн. ун-та. - Новочеркасск: ЮРГТУ, ОООНПО «Темп», 2005. -138 с.
13. Шаповалов, В. А. Высшее образование в социокультурном контексте/В. А. Шаповалов. — М.: Высшая школа, 1996. — С. 120.
Bibliography
1. Amosov, N.M. Health reflections. (In Russian) / N.M. Amosov.
- Moscow: Mol. gvardiya, 1979. - 192 P.
2. Baevsky, R.M. Prediction of conditions on the limit of norm and pathology. (In Russian) / R.M. Baevsky. — Moscow, 1979. — 320 P.
3. Bespal'ko, V.P. Components of pedagogical technology. (In Russian) /V.P. Bespal'ko. — Moscow: Pedagogika. — 1988. — 160 P.
4. Bogolubov, V.I. Pedagogical technology: Evolution of the concept. (In Russian) / V.I. Bogolubov // Sov. pedagogika, 1991. - №3. - P. 123-128.
5. Borisov, M.M. Formation of healthy way of life in future teachers in the process of physical education: abstract of Ph.D thesis. (In Russian) / M.M. Borisov. — Moscow, 1993. — 16 P.
6. Brekhman, I.I. Valeology — health science. (In Russian) — 2nd ed., rev. and сотр. / I.I. Brekhman. — Moscow: Fizkultura i sport, 1990. - 208 P.
7. Vilensky, M.Ya. Healthy way of life and its formation in the process of vocational training in future teachers. (In Russian) / M.Ya. Vilensky, M.M. Borisov // Problems of physical status and effectiveness of children and youth: Book of abstracts. All-Rus. Scient.-pract. conf. — Moscow, 1994. — P. 22.
8. Lisitsyn, Yu.P. Theoretical-methodological problems of the concept «social health». Socila sciences and health protection. (In Russian) / Yu.P. Lisitsyn. — Moscow: Nauka, 1987, P. 48-61.
9. Mil'shteyn, O.A. Acute sociomedical aspects of propaganda of healthy way of life: proceedings of the conf. (In Russian) / O.A. Mil'shteyn, A.A. Alexeev — Ivanovo, 1986. — P. 46 — 48.
XO.Rubinshteyn, S.L. Basics of general psychology. (In Russian) /S.L. Rubinshteyn. - Moscow, 1970. - 569 P.
11. Khomskaya, E.F. Health as a problem of medical psychology. (In Russian) / E.F. Khomskaya // Physical culture and health of students. — Moscow: Publ. h-se of Moscow un-ty, 1988. — 208 P.
12. Chuvalov, V.A. Physical culture and sport as factors of formation of healthy way of life in students youth: momograph. (In Russian) / V.A. Chuvalov, V.S. Popov; Ed. by N.L. Noskov, Shakhtinsk institute South Rus state techn. un-ty. — Novocherkassk: SRSYU, Temp, 2005. - 138 P.
13. Shapovalov, V.A. Higher education in sociocultural context. (In Russian) / V.A. Shapovalov. — Moscow: Vysshaya shkola, 1996.
- P. 120.


Категория: Мои статьи | Добавил: aquila (06.02.2012)
Просмотров: 679 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz