МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа" п.г.т. Смирных

Категории раздела

Мои статьи [2]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Интенсивная спортивная подготовка детей 5-7 лет
Ключевые слова: начальная спортивная подготовка, двигательно-координационные способности.
Введение. В последнее время в практике работы физкультурно-оздоровительных групп и групп начальной гимнастической подготовки, ведущих занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отчётливо проявилась тенденция использовать возможности гимнастики для формирования у них универсальных двигательных умений и навыков, которые в дальнейшем позволяли бы быстро и безболезненно адаптироваться к спортивной деятельности, выбранной для углубленной спортивной специализации.
Дошкольный и младший школьный возраст благоприятен для развития двигательного потенциала человека. Развитие памяти на движения в совокупности с формированием базовых проявлений двигательно-координационных способностей: способности к реакции на изменение двигательной ситуации, ориентированию в пространстве, сохранению статического и динамического равновесия и ряда других - является залогом формирования механизмов управления моторикой, обеспечивая быстрое и прочное освоение структурно сложных двигательных действий, характерных для большинства видов физкультурно-спортивной деятельности, и основой успешной адаптации к занятиям широким спектром видов спорта в зрелом возрасте.
Целью исследования была разработка содержания и структуры программы занятий начальной спортивной подготовкой с использованием средств гимнастики, направленной на формирование у юных спортсменов комплекса универсальных двигательных умений и навыков, позволяющих им на этапе углублённой спортивной специализации успешно адаптироваться к различным видам двигательной активности независимо от их специфических особенностей.
Методы и организация исследования. Исследование было проведено на базе детско-юношеского гимнастического клуба «Тривим» г. Москвы с детьми 4-7 лет.' При разработке содержательной части экспериментальной программы занятий, рассчитанной на 3 года обучения, особое внимание уделялось подбору и апробации двигательного содержания общей технической и двигательно-координационной подготовки. Для изучения эффекта занятий по экспериментальной программе был применён комплекс методов, адекватно отражающих различные стороны изучаемой проблемы, в который помимо двигательных тестов, оценивающих уровень физической подготовленности вошли задания, оценивающие способность детей к обучению двигательным действиям различной структурной сложности.
Результаты исследования. По результатам изучения статистических данных о включённости взрослого населения г. Москвы в занятия различными видами физкультурно-спортивной деятельности были проанализированы типовые программы ДЮСШ и СДЮСШОР по 15 наиболее популярным видам спорта: игровым, циклическим, единоборствам, что, в свою очередь, позволило определить совокупность универсальных базовых двигательных умений, позволяющих ребёнку в дальнейшем прогрессировать в избранном виде спорта. Важным компонентом экспериментальной программы и технологии её реализации явились методические положения, положенные в её основу: доступность программного материала для совместных занятий детей обоего пола с различным уровнем физической подготовленности и состояния здоровья/определение физической трудности и координационной сложности гимнастических упражнений с учетом оптимизации резервных возможностей детского организма; соответствие методики проведения занятий возрастным особенностям физического и психического развития детей 4-7 лет, что обуславливает широкое использование игровых и соревновательных приёмов при освоении двигательного материала; направленность психологической подготовки на воспитание сознательной дисциплины и начал самоорганизации, а также стимулирование поведенческой стратегии сотрудничества и взаимопомощи, соблюдение норм и правил бесконфликтного общения. Программа занятий, рассчитанная на 3 года обучения, включала три этапа: адаптационный (дети 4-5 лет), базовый (дети 5-6 лет), завершающий (дети 6-7 лет). На каждом из этапов в учебно-тренировочном процессе интегрировались следующие виды подготовки: физическая, двигательно-координационная, техническая, психологическая - мотивационно-познавательная, эстетическая и социально-психологическая. Каждый этап обучения включал пять периодов: адаптационный, общеподготовительный, переходный, специ-альноподготовительный и соревновательный, каждый из которых содержал обособленный комплекс задач и средств их решения, что позволяло успешно аккумулировать психофизиологические эффекты, возникающие в процессе занятий.
Объектом отдельного исследования являлась совокупность доступных и привлекательных для детей 5-7 лет двигательных заданий и упражнений, активно и целенаправленно формирующих физиологические механизмы двигательной координации. В процессе исследования на основе структурного анализа физиологических основ двигательно-координационных способностей определены критерии оценки и факторы, определяющие развитие этой группы способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, и апробированы средства гимнастики, эффективно их развивающие.
Первичное обследование детей 4-5 лет, посетивших в течение года не менее 80 % занятий по экспериментальной программе, показало, что уровень развития отдельных проявлений двигательно-координационных способностей по результатам тестирования увеличился в среднем на 12-18% к исходному уровню. Время прохождения комплексной полосы препятствий, составленной из двигательных заданий различного характера и структурной сложности, не являвшихся предметом обучения во время занятий, уменьшилось в среднем на 10%, достоверно улучшились показатели времени и качества освоения двигательных действий с предметом и без предмета. Все выявленные различия в показателях начального и итогового тестирования достоверны на 5 %-ном уровне значимости.
Выводы. Анализ первичных результатов эксперимента показывает, что занятия с детьми 4-5 лет по программе начальной спортивной подготовки с использованием средств основной (образовательно-развивающей) гимнастики позволяет расширить двигательные возможности ребёнка разнообразными по структуре двигательными умениями, прикладными по отношению к широкому кругу видов двигательной активности. При этом программа занятий должна содержать двигательные задания функционально-координационной направленности, подобранные в соответствии со структурой физиологических факторов, определяющих формирование двигательно-координационных способностей. Систематическое выполнение таких заданий позволяет обеспечить быстроту и прочность формирования двигательных умений.

Категория: Мои статьи | Добавил: aquila (06.02.2012)
Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz